8 499 394-61-66 8 903 737-65-70
г. Москва, ул. Электродная д. 2 стр. 25

Методика информационного поиска комплектующих

Подпишитесь на наши статьи, чтобы быть в курсе о современных подходах к изобретательству и инженерии
Подписаться на статьи
Ваше имя
Номер телефона
Ваш e-mail

Методика информационного поиска комплектующих

Оцените статью
Средняя оценка 3.96 из 5

Методика информационного поиска комплектующих.

Поиск и подбор комплектующих – очень важная часть процесса проектирования конкурентоспособной продукции. Обычно разработчики отводят этому процессу второстепенную роль, что в корне не верно.

Мы живем в мире, где нет хороших решений. Есть решения, которые лучше (или хуже), чем у конкурента. Если вы сделали классную штуку, а конкурент нашел более эффективное решение – вы проиграете, какой бы хорошей не была бы ваша разработка.

Когда к нам приходит заказчик за новым продуктом, он должен быть уверен, что те решения, которые мы внедрим, будут лучшими в рамках имеющихся ограничений. Без качественного информационного поиска гарантировать подобный результат невозможно.

Общаясь с клиентами обычно я вижу следующие беды на их предприятиях:

  • инженер-конструктор вместо того, чтобы найти что-то готовое, начинает разрабатывать узел самостоятельно. Ему проще изобретать новую штуковину, чем искать дешевый аналог от серийно выпускаемого изделия.
  • инженер находит первый попавшийся компонент и поиск останавливает. Очень часто найденное изделие выбрано из скудного ассортимента, представленного на российском рынке, поэтому разрабатываемая система становится заведомо неоптимальной.

  • конструктор вообще не думает о последующей закупке. Находит на условном Митинском рынке запчасть из под чего-то и внедряет в устройство. Далее закупщики судорожно ищут, где и как эту запчасть купить.

В нашей компании мы очень ответственно подходим к процессу поиска комплектующих, т.к. этот процесс во многом определяет себестоимость и качество будущего изделия. В некоторых проектах, где мы создаем продукцию под крупную серию, поиск комплектующих и производственных партнеров занимает существенную часть времени проекта.

Поиск у нас ведется по специальной методике информационного поиска комплектующих, благодаря чему его можно передать специально обученному менеджеру.


Место поиска в инженерном процессе.

На многих предприятиях подбор комплектующих традиционно идет после этапа эскизного проектирования. Инженер придумал конструкцию, заложил туда какие-то узлы и компоненты, которые сам как-то нашел, передал ведомость покупных изделий в отдел снабжения. Какая после этого получится цена изделия, его часто не волнует (хотя есть, конечно, приятные исключения)

Минус такого подхода в том, что разработчик разрабатывает архитектуру и основные компоновочные решения, не имея в голове всего многообразия готовых решений.

У нас информационный поиск начинается на стадии концептуального проектирования (если говорить в терминах ГОСТ – на стадии технического предложения). На этой стадии еще нет четких требований к каждому компоненту, порой даже нет понимания, будет этот компонент в системе или нет.


Постановка задачи на поиск

Мы здесь не будем рассматривать классический случай, когда менеджеру по закупке ставят четкую задачу из разряда: «нужна микросхема EFM8SB10F2G-A-QFN20, нужно найти, где ее дешевле и быстро купить». Думаю, вы сами знаете, как решать эту задачу.

Мы здесь поговорим про поиск из разряда:

- Нужно найти аккумулятор!

- Какой именно?

- Порядка 15 000 мАч, чтобы был компактным и дешевым.

- По форме плоский или круглый?

- Пока не важно, предлагай варианты, мы будем думать, как их вписать в компоновку.


Конечно, я тут несколько утрирую и в реальности менеджер по закупке получает гораздо больше исходных данных, но основной посыл такой: найди мне спектр вариантов, а я потом выберу, что включить в изделие.

Применительно к аккумулятору у нас даже была ситуация, когда изначально не было известно, какой емкости он нужен. Клиенту нужно потребительское свойство «Время автономной работы», но при этом нужно не забывать про себестоимость. Поэтому мы часто строим для заказчика аналитику, сколько стоит дополнительный час автономной работы устройства.


Кто делает поиск: инженер или менеджер?

Споры по этому вопросу не утихают до сих пор. Есть компоненты, поиск которых может произвести только инженер, компетентный в этом вопросе.

Например, для одного проекта нам нужно было подобрать форсунку наиболее полно имитирующую капли от дождя (размер капель и плотность распределения капель). Отдать эту задачу менеджеру почти невозможно.

С другой стороны, казалось бы сложные вещи при определенной формализации процесса поиска уже можно доверять менее компетентному в технических вопросах человеку.


Пример поиска

Ниже я расскажу пример поиска, который мы проводили в 2012 году.

Задача: при проектировании одного изделия нам нужно было подобрать линейный привод (актуатор) так, чтобы изделие получилось максимально компактным.

На рисунке привожу пример актуатора, который поставляют некоторые российские компании:

Рисунок 1 – пример актуатора фирмы HIWIN

Поиск по каталогам российских поставщиков мы не производили, т.к.:

1)   клиент хотел работать напрямую с производителями, минуя посредников.

2)   ассортимент продукции, представленной в России, очень узкий, а изделие нужно было сделать максимально компактным.


Постановка задачи на поиск

В постановке на поиск у нас присутствуют, так называемые, гибкие и жесткие требования.

Например, в случае актуатора нужно было обеспечить жесткие требования:

-         электропитание – постоянное, 24 В;

-         уличное исполнение (IP65 и выше).

Остальные требования были переведены в разряд гибких, т.к., например, ход и максимальное усилие зависело от нашей конструкции.


Непосредственно поиск

Сохраняй список ключевых слов

Мы пользуемся Яндекс для российского сегмента интернета и Google – для иностранного с одной большой разницей: менеджер, который осуществляет поиск в обязательном порядке сохраняет перечень ключевых слов, которые он вводил.

Т.е. существует правило: перед вводом поисковой фразы в поисковик, впиши его сначала в специальный файл. Что происходит, если этого не сделать?

Вы анализируете поисковую выдачу по текущему слову, в голове всплывает идея нового запроса. Вы бросаете текущий поиск и начинаете новый. Чтобы это не происходило, нужно сохранять хладнокровие – новое поисковое слово записывать в файлик, но текущий поиск продолжать.

Файл с запросами позволяет производить контроль качества процесса поиска (выборочно проверить, точно ли работник просмотрел N страниц поисковой выдачи). Если возникает проблемы с поиском, то всегда можно показать этот список инженеру, уточняя, где ошибка (иногда даже неточность в выборе терминологии делает весь поиск бесполезным).


Искать не продукт, а производителя

Когда вам надо купить одну штуку, правильнее искать ближайшего поставщика. Когда вы ищете позицию под серийный продукт, правильнее искать производителя. На то есть несколько причин:

1) Мы должны закладывать комплектующие оптимальные с точки зрения себестоимости готового изделия. Но если условный двигатель А у данного поставщика дешевле двигателя Б, это вовсе не означает, что отпускные цены имеют такую же зависимость. Мы однажды так сильно ошиблись в одном проекте. Посмотрели, что у российского поставщика один компонент стоит в два раза дешевле другого, заложили его в нашу систему. Потом при финальном поиске выяснилось, что в Китае эта позиция стоит в подтора раза дороже «дорого» компонента.

2) Когда изделие запускается в серию при прочих равных условиях останавливается на тех поставщиках, которые находятся относительное близко друг к другу, чтобы экономить на логистике.

3) Важно стремиться к тому, чтобы время и ресурсы, затраченные на информационный поиск, сохранились в виде нематериального актива компании. Т.е. если мы один раз уже искали актуаторы, то этот поиск должен быть полезен во всех последующих проектах, где будут встречаться похожие актуаторы.

По итогам этого поиска у нас получился список из 67 потенциальный поставщиков. Все эти компании были внесены в специальную таблицу с ссылкой на сайт и комментариями (см. рисунок 2)

Рисунок 2 – Список потенциальных поставщиков

Запрашиваем каталоги

Следующим шаг нашей работы – запрос каталогов с производимой продукцией.

Т.к., повторюсь, мы не знаем, какой актуатор мы хотим, мы уточняем весь спектр возможных решений.

Обычно здесь сразу выявляются посредники – они обычно не хотят отдавать каталоги.

По итогам этого этапа у нас появился список из 58 поставщиков, под каждого поставщика была заведена отдельная папка, куда были собраны все каталоги (см. рисунок 3).

Рисунок 3 – Папки с каталогами поставщиков

Подготовка аналитики для инженера-конструктора

Заключается в том, что менеджер готовит для инженера документ, в котором сводит воедино все компоненты, которые подходят под заданные критерии поиска.

Инженер получает спектр возможных вариантов для проектирования, не тратя время на их поиск.

По актуаторам у нас получился файл из 78 страниц с нарезками картинок и характеристики изделий.

Фрагмент этого документа привожу на рисунке 4.